kharu.ru 2016 - 2024

artist.pngРустем Хайруллин

Родился и вырос в Казани. Люблю пешие прогулки, путешествия.
Обладатель 1 кю по каратэ киокушинкай и черного пояса по айкидо.
Доктор медицинских наук, заслуженный врач Республики Татарстан.

 

Рустем Наилевич, что для Вас фотография, как она начиналась?

С детства мне нравилось рисовать, придумывать, изобретать. Подводные лодки, самолеты, бумеранги – я их мастерил из подручных средств по чертежам из журналов или по схемам, которые рисовал сам. Участвовал в школьном кружке юного изобретателя. Мы придумывали все - от космических кораблей до снегоуборочных машин. Интерес к рисованию привел меня к занятию лепкой из глины. Лепкой я занимался много лет. Это очень интересный творческий процесс – чувствуешь пластичность глины, начинаешь лепить, и постепенно в руках материал приобретает форму. Образ рождается спонтанно, интуитивно, а потом ты его достраиваешь. Так обычно лепят дети – сначала идея рождается в руках, а потом уже «в голове». Фотоаппарат впервые взял в руки в тринадцать лет. Начал снимать на «Смену», записался в кружок фотолюбителей. Вскоре интерес перерос в серьезное увлечение. Отец подарил мне свой «Зоркий-4». Комнату, где мы жили вдвоем с братом, я превратил в лабораторию. Проявитель, фиксажи, горы банок с пленкой и стены, увешанные фотографиями – обычное дело для того, кто увлекался фотографией в те годы. Мне нравилось экспериментировать, комбинировать изображения, печатая на фотоувеличителе. 

 

 

Почему Вы отдаете предпочтение пейзажу?

Я думаю, что внутреннее психоэмоциональное состояние человека напрямую сопряжено с настроением природы. Вспомните русских художников-передвижников, Перова, Саврасова – картины природы наполнены движением. Их пейзажи передают дыхание природных сил, пульсацию жизни, реалистическую динамичность, которая свойственна природе. Энергия пейзажа, переданная на фотографии или на картине, способна оказывать удивительное психофизиологическое воздействие, вызывая у зрителя эмоциональный подъем и воодушевление.

 

Вы серьезно занимались восточными единоборствами. Это как-то отразилось на вашем фототворчестве?

Боевые искусства – это целое учение, сложный комплекс духовной и философской культуры. Как известно, каждый вид боевого искусства имеет свою специфику. В дзюдо ты должен взять захват и переиграть противника тактически, в каратэ – подавить силой, развить атаку. В айкидо ты вынуждаешь противника сделать первое действие, сливаешься с его действиями и затем трансформируешь в свое движение. В фотографии – чтобы поймать момент движения, надо сблизиться с тем, что тебя окружает. Уловить настроение природы, почувствовать ветер, запахи. В айкидо есть понятие движения, которое никогда не заканчивается. Так же природа постоянно меняет свое состояние, она находится в бесконечном движении. Ты встраиваешься в это движение, чувствуешь драйв – и тогда у тебя получается поймать тот самый «решающий момент».